Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна
уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа
«Ладушки» и «Сорока кашу варила».
Помните, что, развивая тонкую моторику. Вы не только продвинете
развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения,
возникшие в речевом развитии ребенка.
Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?
• Предложите своей
маленькой дочурке превратиться в Золушку и разло¬жить в две разные кружечки
фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
• С сынишкой можно провести
игру-соревнование на скорость. Кто, скорее, папа или сын разложит большие и
маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
• Покажите малышу, как
можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит
лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.
• Выкладывайте с ребенком
узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким
слоем пластилина.
• Лепите со своим крохой из
пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
• Учите ребенка застегивать
и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных
шнурков.
• Как можно раньше купите
малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого
рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А
трехлетнего нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы
получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию
Вам помогут книжки - раскраски.
• И наконец, игры с
пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно,
и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его
речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и
показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать
гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.
Пальчиковая гимнастика
Упражнения
могут:
– выполняться
правой, левой рукой или обеими руками одновременно;
– быть
статическими: удерживать пальчики в напряжении на счет до пяти – десяти,
затем встряхнуть руками;
– быть
динамическими: выполнять пальчиками движения, имитирующие движения
показываемого живого или неживого предмета.
«Астра»
Ладонь выставить вперед
горизонтально полу. Пальцы собрать в «щепоть» – астра закрыта. Развести
пальцы в стороны – астра открыта.
|
|
«Оса»
Выставить средний палец, зажать
его между указательным и безымянным.
|
|
«Улитка»
Указательные, средние и
безымянные пальцы прижать к ладоням. Большие пальцы и мизинцы выпрямить.
|
|
«Ножницы»
Ладонь поставить на ребро.
Указательный и средний пальцы развести вверх – вниз. Остальные пальцы прижать
к ладони.
|
|
«Собака»
Ладонь поставить на ребро,
большой палец выпрямить и поднять вверх. Остальные пальцы сомкнуть.
|
|
«Коготки»
Ладонь поставить вертикально
вверх. Кончики пальцев слегка согнуть и развести в стороны.
|
|
«Труба»
Руки сжать в кулачок, оставив
круглые отверстия внутри. Поставить кулачок на кулачок.
|
|
«Лодочка»
Обе ладони поставить на ребро и
соединить «ковшиком». Большие пальцы прижать к ладоням.
|
|
«Раки»
Ладони поставить горизонтально.
Указательный и средний пальцы развести в стороны. Остальные пальцы прижать к
ладони.
|
|
«Ворота».
Ладони поставить на ребро.
Пальцы выпрямить и прижать друг к другу – «ворота закрыты».
|
|
«Птенчики в гнезде».
Все пальцы правой руки
обхватить левой ладонью.
|
|
«Мышка».
Средний, безымянный и большой
пальцы собрать в «щепоть». Указательный и мизинец согнуть в дуги и прижать к
среднему и безымянному.
|
|
«Замок».
Ладони прижать друг к другу.
Пальцы переплести.
|
|
«Деревья».
Расположить кисти рук перед
собой, ладонями к себе. Пальцы развести в стороны и напрячь.
|
|
«Гусь».
Предплечье вертикально. Ладонь
под прямым углом. Указательный палец опереть на большой. Все пальцы прижать
друг к другу.
|
|
«Шарик».
Все пальчики обеих рук
соприкасаются друг с другом кончиками подушечек, образуя шарик.
|
|
«Ёлка».
Ладони направить «от себя».
Пальчики пропустить между собой (ладони под углом друг к другу) и выставить
вперед.
|
|
«Щука».
Ладонь выставить вперед
горизонтально полу. Большой палец под ладонью, остальные пальцы прижать друг
к другу.
|
|
«Флажки».
Четыре прямых пальца руки
(кроме большого) плотно прижать друг к другу. Отвести руку в сторону.
Развернуть так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.
|
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий