Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляционные
упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют
правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней
челюсти и др.), улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям,
имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям, как с целью профилактики
нарушений, так и с целью развития речи.
Проводить
артикуляционную гимнастику рекомендуется систематически, чтобы сформированные
навыки закреплялись.
Лучше всего
заниматься ежедневно 2 раза в день по 5–10 минут, не раньше чем через 1 час
после последнего приема пищи.
Вначале хорошо
выполнять упражнения перед большим зеркалом, где ребенок будет видеть и себя, и
вас.
В дальнейшем
можно будет обходиться и без зеркала. Но не забывайте, что ребенок овладевает
речевыми навыками, подражая взрослым. Поэтому почаще показывайте ребенку, как
делать то, или иное движение, приучайте его смотреть на взрослого и подражать
ему.
Следите, чтобы
ребенок выполнял упражнения медленно, плавно, четко.
Не раздражайтесь
и не показывайте своего огорчения, если у ребенка не получается какое-то
упражнение.
Похвалите за
старание и вселите надежду на успех, который придет, если терпеливо
тренироваться ежедневно.
Если движения в процессе
выполнения становятся неточными, хаотичными, лучше закончить занятие, так как
ребенок устал.
Особенно будьте
внимательны и осторожны, выполняя упражнения на развитие речевого дыхания, так
как они могут вызвать головокружение.
Вам будет
достаточно выполнить упражнение 1–2 раза.
В случае
затруднений можно помогать ребенку выполнять те или иные движения, используя
чайную ложечку с закругленной ручкой или чистыми руками удерживая язык, губы
или нижнюю челюсть.
Количество
повторений артикуляционных упражнений варьируется в зависимости от возраста и
двигательных возможностей ребенка и в среднем составляет от 3 до 5 повторений.
Статическая
нагрузка также может увеличиваться по мере повышения двигательных возможностей
ребенка.
Если вначале
можно ограничить удержание артикуляционного положения под счет от 1 до 2, то со
временем, по мере того как окрепнут мышцы, счет увеличится до 5, 7–10.
Подходить к
любому упражнению надо индивидуально, не стоит форсировать события, добиваясь
освоения трудного упражнения в короткие сроки.
Проводить
артикуляционную гимнастику лучше в игровой форме, подражая, соревнуясь или
изображая кого-либо. Например, добиваясь четкого и правильного
звукопроизношения в упражнении «Заборчик», ребенку легче освоить движения
губами и удержать их в нужном положении, если он будет изображать лягушку, у
которой рот до ушей. Можно попросить ребенка: «Сделай улыбку до ушей, хоть
завязочки пришей!» Такая постановка задачи создает веселый настрой у ребенка и
конструктивно облегчает процесс выполнения упражнения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий