Значение своевременной работы по формированию правильного звукопроизношения

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.
Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.
В течение пятого года жизни закрепление звуков у малыша происходит в такой последовательности: с (сь), з (зь), ц, ш, щ, ж, ч, щ, л (ль), р (рь). Помочь ребёнку можно таким образом: взрослый показывает картинки, а малыш называет изображённые на них предметы. При этом он старается выделять интонацией изучаемый звук: сссамолёт, лиссса и т.д.
Для закрепления звуков, а также для развития внимания к речи взрослых ребёнку можно предлагать задания на договаривание слов в двустишиях или небольших стихах. Во время чтения текста взрослый просит малыша внимательно слушать, чтобы правильно закончить текст – подобрать слова не только близкие по звучанию, но и по смыслу. Например: «Телефон опять звонит, от него в ушах … (звенит)» При неудачном подборе слова текст можно прочитать повторно и подсказать правильный образец, а малышу предложить повторить его, чётко произнося изучаемый звук.
Для закрепления звука во фразе, правильного употребления его в речи, для выработки чёткой дикции можно повторять вместе с ребёнком чистоговорки. Например: са-са-са – хитрая лиса. Родители могут придумывать различные рифмы к одним и тем же слогам, а также на разные слоги и звуки. Отлично, если ребёнок подключается к процессу сочинения чистоговорок и повторяет их многократно и старательно. Чистоговорки способствуют развитию артикуляционного аппарата, выработке силы голоса (от громкой до шёпотной речи).
Очень полезно учить и чётко произносить с малышом загадки. Загадки также способствуют развитию слухового внимания – умения внимательно слушать речь говорящего. Для занятий с ребёнком нужно активно использовать стихотворения, потешки, считалки, небольшие рассказы, насыщенные изучаемым звуком. На этом же речевом материале малыш учится произносить стихи в нужном темпе, с правильной интонацией. 
Чтобы формировалось правильное произношение звуков и развивался фонематический (речевой) слух также хорошо использовать картинки: взрослый просит ребёнка найти на рисунке такие предметы, в названии которых есть изучаемый звук, и назвать их вслух правильно и чётко.

Комментариев нет:

Отправить комментарий